Заброшенные аэропорты: и на камнях растут деревья

Неизвестно, когда мир после пандемии вернется к привычному ритму воздушных путешествий, да и вернется ли вообще. Возможно, к этому времени человечество будут занимать совсем другие проблемы. Одна из них — что делать с заброшенными аэропортами. Вот несколько вариантов уже реализованных решений.

Заброшенные аэропорты

Убежище и трасса

Германия, Берлин

Аэропорт Темпельхоф (Tempelhof) открыли в апреле 1926 года. В 1930-е для него построили новый аэровокзал. На тот момент он стал самым крупным зданием в мире. Во время холодной войны аэропорт был воздушным мостом, соединявшим Западный Берлин с городами ФРГ. В 1996 году Темпельхоф из-за строительства авиахаба Берлин-Бранденбург решили закрыть. Последний рейс отправился со взлетной полосы в 2008 году. Сейчас большая часть территории бывшего аэропорта превращена в парк, но технические строения не демонтированы. В 2015-м в здании аэровокзала организовали лагерь для беженцев. На взлетной полосе проводятся автогонки «Формулы Е ».

Город-сад

Россия, Москва

Старейший московский аэродром на Ходынском поле появился в 1910 году, а в 1922-м он стал первым международным столичным аэропортом: отсюда осуществлялись регулярные рейсы в Берлин и Кёнигсберг. В 1935 году после падения самолета «Максим Горький» на дачный поселок Сокол было решено прекратить гражданское использование аэропорта. До конца ХХ века он оставался закрытой территорией, подконтрольной Министерству обороны. Только в 2003 году аэродром окончательно закрыли и отдали под коммерческую застройку. Так здесь появился жилой квартал с парком. Его центральная аллея находится на месте бывшей взлетной полосы.

Булыжник из бетона

Германия, Франкфурт

Военный аэродром Морис Роуз (Maurice Rose Army) построен после Второй мировой войны американскими военными. Закрыт после их ухода в 1994 году. Демонтаж и переустройство военного объекта потребовали бы серьезных расходов, поэтому городские власти применили оригинальный подход: сохранили инфраструктуру аэропорта, но переработали ее под парковые нужды. Так, 4,5 гектара асфальтового и бетонного покрытия летного поля сняли и раскололи на куски. Их сделали естественным украшением ландшафта. В диспетчерской вышке открыли кафе с видом на реку Нидда. Около 1,5 гектара асфальтового покрытия использовали для велосипедных и прогулочных дорожек.

Козы и кладбище

Испания, Альгуайре

Каталонский аэропорт Лерида-Альгуайре (Lérida-Alguaire) открыли в 2010 году в качестве разгрузочной альтернативы аэропорта Барселоны для местных и сезонных рейсов. С выбором места не могли определиться 23 года. При низкой загруженности этот аэропорт можно закрыть и частично демонтировать, сняв покрытие летного поля. В первые годы вне сезона аэродром активно использовался фермерами как поле для выпаса коз. Но в 2020 году низкая рентабельность вынудила искать новые способы эксплуатации, например использовать территорию для стоянки и переработки списанных самолетов европейских авиакомпаний.

Рабочий пригород

США, Денвер

Аэропорт Стэплтон (Stapleton International Airport) , построенный в столице штата Колорадо в 1929 году, был закрыт в конце 1980-х в связи с появлением нового, более современного Denver International Airport . Поскольку старый аэродром находится всего в 15 минутах езды от города, его решили превратить в жилой пригород со своей инфраструктурой. Реализовали проект в 2001 году. Основу городского ландшафта составляют малоэтажные частные дома и кондоминиумы, которые соседствуют с ресторанами, магазинами и офисными зданиями. Главной достопримечательностью стала возвышающаяся над районом бывшая вышка командно-диспетчерского пункта аэропорта.

Пятая власть

Норвегия, Форнебу

Аэропорт Форнебу (Oslo lufthavn, Fornebu) в Осло закрылся в 1998 году после появления нового авиаузла Gardermoen. Форнебу привлек девелоперов удачным местоположением: всего семь километров от центра города и красивый вид на фьорд. Городские власти хотели превратить Форнебу в доходный коммерческий квартал, в то время как местные жители настаивали на парке. Точку в споре в 2001 году поставила крупнейшая норвежская телекоммуникационная корпорация Telenor , открывшая в Форнебу новый головной офис. Вокруг Telenor быстро образовался модный квартал, включающий офисы крупных компаний, жилые кондоминиумы, стадион TelenorArena и парк Нансена.

Проект РГО: Следы в небе

Летом 2021 года Русское географическое общество планирует провести экспедицию на военные аэродромы востока Сибири, оставшиеся от легендарной воздушной трассы Аляска − Сибирь, по которой в 1942−1945 гг. из США в СССР поставлялись самолеты

Фото №1 - Заброшенные аэропорты: и на камнях растут деревьяАэродром Сеймчан, Магаданская область (из архивов РГО)Посылки из прошлого: 5 удивительных находок в янтаре148 490Что произошло в Минамате: история катастрофы и одной фотографии, которая потрясла мир3 030Не только Марс: 3 планеты Солнечной системы, которые можно колонизировать7 353

По соглашению ленд-лиза с октября 1941 года США предоставили Советской армии более 18 000 боевых и транспортных самолетов. Почти половину из этого числа советские военные летчики перегнали по маршруту из Фэрбанкса (Аляска) в Красноярск. Для этого были реконструированы уже имеющиеся аэродромы, а затем построены новые. Кроме того, вдоль трассы строились узлы связи и метеорологические станции.

Всего за время существования трассы по ней перевезли почти 20 000 тонн грузов. Порой самолеты перевозили и пассажиров, среди которых были послы СССР в США М. Литвинов и А. Громыко, а также вице-президент США Генри Уоллес, совершивший в 1944 году официальную поездку в Советский Союз. Из-за сложных метеоусловий полеты по Алсибу были небезопасны: за время эксплуатации трассы произошло 39 катастроф, в результате которых погибло более ста человек.

После войны аэродромы использовались для местных авиаперевозок, но затем многие из них оказались заброшены. Именно восстановление памяти об этой трассе — а возможно, в будущем и самих аэродромов — станет целью экспедиции РГО летом этого года. Рассказывает историк авиации Вячеслав Филиппов:

— Алсиб никогда не был популярной страницей истории войны. На это есть несколько причин. Во-первых, история ленд-лиза была не слишком выгодна с пропагандистской точки зрения: если мы дружим с Америкой, вспоминать о ней можно, если нет — нежелательно. Кроме того, грифы секретности с документов, связанных с Алсибом, были сняты только в середине 90-х. Я застал в живых многих ветеранов трассы и должен сказать, что никто не рвался освещать этот период войны, ссылаясь на документ о неразглашении.

Между тем работу трассы можно назвать исключительно успешной военно-воздушной операцией. Потери самолетов составили менее 1%. Человеку, не связанному с авиацией, может показаться, что это много, но если принимать во внимание сложность трассы и тяжелые метеоусловия, то это показатель высочайшего профессионализма летчиков.

Фото №2 - Заброшенные аэропорты: и на камнях растут деревьяАэродром Сеймчан сегодня

Большинство аэродромов Алсиба были просто полянами с сильно укатанным грунтом или снегом, иногда покрытым металлическими перфорированными полосами. Восточнее Красноярска не было уже ни одного аэродрома с бетонной взлетно-посадочной полосой. Даже в Якутске, где находился штаб дивизии, полоса была грунтовой. После войны эти полосы продолжали использоваться гражданской авиацией вплоть до 1960-х, 1980-х и даже 1990-х годов.

Почему аэродромы Алсиба заслуживают внимания? В первую очередь потому, что это важная страница истории нашей страны. Кроме того, наряду с сохранением памяти о погибших летчиках, можно подумать и о восстановлении аэродромов для нужд этих отдаленных регионов. Их, вероятно, могли бы использовать службы МЧС, лесоохраны и геологи.

Фото: GETTY IMAGES (4)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021

Источник

Предыдущий 3 планеты Солнечной системы, которые можно колонизировать
Следующий 10 важных книг о покорении космоса

Оставить комментарий

четыре × 2 =