Путешествия

Погружение в историю: 10 объектов военной эпохи для рэк-дайвинга

Свидетелями отгремевших сражений прошлого бывают не только люди. Один из самых необычных видов военно-исторического туризма – рэк-дайвинг, то есть погружения к лежащим на морском дне кораблям, субмаринам, самолётам и другим затонувшим объектам. Мы выбрали 10 самых впечатляющих дайв-сайтов по всему миру, где можно в буквальном смысле окунуться в хроники Второй мировой.

USAT Liberty – Индонезия, Тихий океан

Глубина: 5–30 метров

Затонувший американский сухогруз USAT Liberty напоминает скелет огромной рыбы – с почти оторванной треугольной «головой», остатками корпуса и решётчатым «хвостом». Это важный спот для рэк-дайвинга на Бали, который подходит ныряльщикам с любым опытом, в том числе новичкам.

Перед своей гибелью корабль успел поучаствовать в Первой мировой, а между войнами случайно потопил два дружественных судна, просто столкнувшись с ними! В январе 1942 года «Свобода» отправилась из Австралии на Филиппины с рельсами и шпалами для строительства железной дороги, но всего через несколько дней «наткнулась» на выпущенную японской субмариной торпеду. Экипаж осознал, что корабль не спасти, и попытался хотя бы сохранить груз. Команда посадила судно на мель на восточном берегу Бали неподалёку от рыбацкой деревни Туламбен. USAT Liberty пролежала там до 1963 года, пока в ходе извержения вулкана Агунг корабль не снесло в море. Там он и покоится на глубине 5–30 метров – можно нырять прямо с пляжа и даже обойтись без акваланга.

Рэками (от слова wreck, «крушение») в терминологии дайвинга называют затонувшие объекты, доступные для осмотра с аквалангом, хотя иногда из-за расположения на мелях или вблизи берега хватает и обычной маски с трубкой. Сложность погружения зависит от глубины, подводных течений и видимости, и в не меньшей степени – от знаний и навыков аквалангистов. 

«Валериан Куйбышев» – Россия, Чёрное море

Глубина: 8–13 метров

Спущенный на воду в 1914 году танкер «Валериан Куйбышев» – первоначально он назывался Elbrus – тонул дважды. В годы Первой мировой войны его включили в состав Черноморского флота, но, когда по условиям Брестского мирного договора он тоже должен был отойти Германской империи, так же, как и 16 других кораблей, был затоплен экипажем. В 1920–1930-х его подняли, восстановили и вернули в строй. Во время Великой Отечественной войны «Куйбышеву» была поручена важная миссия по снабжению советских войск горючим. 2 апреля 1942 года судно торпедировали немецкие бомбардировщики, спаслось чуть более половины экипажа.

Сейчас он покоится напротив Бугазской косы, недалеко от побережья Анапы. От взрыва танкер раскололся надвое, и обе части неплохо сохранились. Благодаря небольшой глубине сюда часто приезжают учиться и дайверы-новички – в штиль «Валериан Куйбышев» виден с поверхности. Его ставший искусственным рифом корпус почти полностью покрыт водорослями, губками и мидиями – можно сказать, корабль обрёл здесь даже не вторую, а третью жизнь.

SS Empire Broadsword – Франция, пролив Ла-Манш

Глубина: 15–27 метров

Казалось бы, холодные и мутные воды пролива Ла-Манш – не лучшее место для дайвинга. Но на самом деле здесь, на северо-западе Франции, расположено огромное кладбище кораблей времён Второй мировой войны. Это отголоски знаменитой высадки союзников в Нормандии летом 1944 года. В ходе крупнейшей в истории десантной операции на дно ушли десятки кораблей. Один из них – британский SS Empire Broadsword (англ. «Меч империи»). Он подорвался на двух минах в июле 1944-го, получил сильные повреждения и затонул в считаные минуты.

Из-за капризной погоды, приливов и подводных течений добраться до корабля непросто, но французские дайв-клубы берутся за организацию и подходят к вопросам безопасности максимально ответственно. Если повезёт, на глубине можно увидеть детали корпуса, впечатляющих размеров корму и нос и множество орудий и пушек, ставших пристанищем для морских животных. А при должных навыках получится проникнуть и в машинный зал!

Для рэк-дайвинга нужно иметь сертификат уровня Open Water Diver, а ещё лучше – Advanced Open Water Diver по системе PADI, а кроме того, пройти специальный курс Wreck Diver. Он включает в себя одно теоретическое и четыре практических занятия. На них можно узнать и отработать технику безопасности во время погружений к затонувшим объектам, получить опыт использования подводных фонарей (в условиях малой видимос-ти), ходовых катушек и спусковых концов, а также понять, как действовать в нештатных ситуациях. 

Mitsubishi A6M2 Zero – Папуа — Новая Гвинея, Тихий океан

Глубина: 17 метров

В 1941 году на самолётах Mitsubishi A6M2 Zero японские камикадзе атаковали Пёрл-Харбор, а спустя 72 года всемирно известный мультипликатор Хаяо Миядзаки рассказал драматичную историю их создателя, конструктора Дзиро Хорикоси, в своём анимационном шедевре «Ветер крепчает». Именно такой истребитель, скрывающийся в заливе Кимбе у берегов Папуа – Новой Гвинеи, серьёзно напугал нашедшего его местного жителя. Тот нырял за голотуриями – морскими огурцами, увидел под водой какую-то большую тень и сначала решил, что это «загорающий» на дне подводный демон!

Слухи об обнаруженном самолёте дошли до обосновавшихся в тех краях австралийцев, владеющих дайв-центром. Они-то и определили, что перед ними пролежавший полвека в море Mitsubishi A6M2 Zero, пропавший ещё в 1944 году. Самолёт, как ни странно, даже не повреждён. Есть версия, что у него просто закончилось топливо – такое тогда случалось часто. Судьба лётчика неизвестна, но местные обязательно расскажут легенды о том, что он провёл остаток жизни в джунглях или попал на церемониальный пир папуасов. Истребитель – популярный рэк, который изучают аквалангисты, прибывающие на спот на лодках от курорта Валинди или бросающие якорь неподалёку во время дайв-круизов.

Рекреационный рэк-дайвинг ограничивается глубиной 30 метров, но в некоторых случаях может быть полезен и спецкурс Deep Diver – после его прохождения максимум разрешённой глубины составит 40 метров. А при использовании тримикса или гелиокса – кислородно-гелиево-азотной и кислородно-гелиевой смесей, устраняющих азотную интоксикацию, – и ещё глубже.

Но даже опытным аквалангистам не стоит практиковать рэк-дайвинг в одиночку – разделите это подводное приключение с напарником, а ещё лучше с инструктором. 

«Сакко и Ванцетти» – Россия, Чёрное море

Russian Traveler №2(16) 2025

Полная версия материала доступна подписчикам онлайн-версии журнала. Оформляя подписку, вы получаете доступ к эксклюзивному контенту из журнала на сайте.

оформить подпискуАйгуль Хабибуллина

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»