Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го24.10.2014 | 47071 просмотр

Фотографии сделаны на Никон 5100 с китовым 18-55, пара кадров на нокию люмию 520 и еще некоторое количество кадров на экшн-камеру GoPro Hero 3+ Black. Видео снято на GoPro.

С наступлением лета возник вопрос «А куда же, собственно, поехать позагорать в этом году?». Идея посетить Абхазию возникла не сразу. В прошлом году была куплена палатка и осуществлен удачный первый выезд в кемпинг под Архипо-Осиповкой, так что в этот раз мы планировали поехать в сторону Сочи и пожить в каком-нибудь прибрежном кемпинге. Но с поиском кемпингов как-то сразу не заладилось, как я понял, в районе Сочи их не сказать чтобы много, выбирать было особо не из чего.

Тогда и возникла идея посетить Абхазию. Я за нее сразу ухватился, так как к морю я особо теплых чувств не питаю, мне больше нравятся горы, а они обещали в Абхазии быть :-).

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го0

Остановиться решили в п. Пицунда. Во-первых, из-за выгодного географического положения, так как он располагается аккурат в центре «основной туристической» части Абхазии, что обещало минимальные затраты времени на всевозможные экскурсионные поездки. Во-вторых, хотелось спокойной обстановки, чистого моря и зелени, а с этим, судя по отзывам, у Пицунды был полный порядок. С палаткой решили в этот раз не связываться, планировали остановиться на постой в частном секторе.

В качестве эксперимента ехать решили на Fabia жены. Мой Roomster, в силу его вместительности, намного больше подходит для подобного путешествия, но ехать нам предстояло втроем, так что было решено, что с одной сложенной задней седушкой пространства для нашего скарба вполне хватит.

7-го августа в районе 18 часов мы выехали из г. Азова с расчётом в районе 6 утра оказаться на границе с Абхазией. До Джубги долетели часа за 4, но после магистрали перед Джубгой встряли в конкретную пробку, в которой проторчали почти 2 часа. На часок остановились на короткий перекус и двинули дальше. Я немного волновался насчет маячащего впереди «страшного сочинского серпантина», но на деле ехать там ночью оказалось очень легко. Ехали спокойно в среднем 50-70, встречки почти не было. Выгоднее всего получалось тащиться за какими-нибудь грузовиками. Они хорошо освещают дорогу впереди и при этом едут достаточно быстро. В целом, средняя скорость перемещения по серпантину уже сулила как минимум 1,5 часовое опережение графика, и мы уже наивно предвкушали быстрый проход границы и утренний поход на море. Но не тут то было. В районе Лоо, в п. Нижнее Учдере, мы неожиданно попали в мертвую 2-часовую пробку. Мы просто тупо стояли, практически не двигаясь, все это время. Мимо пролетели 2 скорых помощи и 2 машины ДПС, шел слух, что впереди перевернулась фура и полностью перекрыла проезд. В районе 6 утра пробка ожила, и мы двинулись дальше, но по пути не увидели никаких следов аварии, да и возвращающихся скорых почему-то тоже. Хотя я на эту пробку не в обиде, мне хотя бы удалось немного поспать.

Ночной серпантин впечатлил какой-то своей сюрреалистичностью. Повторяющиеся крутые и очень крутые повороты, красные габариты впереди идущих машин, темнота вокруг, привык уже к этому и вдруг — Бац! — освещение, пост ДПС, кучка сотрудников полиции сверлит глазами твою машину, и тут раздается голос «Номер такой-то в розыске». Остановили идущую впереди камрюху, оттуда вылез водитель с удивленным лицом…

В начале 8-го мы были уже на границе. Машин было очень много, стояло много автобусов. Мы уже приготовились к долгому стоянию в очереди, однако передние машины вдруг активно задвигались и уже через 30 минут я предоставил машину для осмотра. Осмотр, кстати, поверхностный. Просят просто открыть двери и багажник, да еще в окошко киоска надо свой паспорт и карточку регистрации ТС показать. Занятно, что машина оформлена не на меня и по идее следовало предъявлять гендоверенность с правом выезда за рубеж. Доверенность эту мы заблаговременно сделали, но показывать ее все-таки не пришлось. Абхазская же сторона в принципе ничего не смотрит, так что 45 минут на всё про всё — и вот мы уже катим по Абхазии.

Это исполинское дерево — эвкалипт. Местные называют его «Бесстыдница», так как дерево сбрасывает свою кору и стоит совершенно голое.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го1

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го2

Коровы в Абхазии чувствуют себя хозяевами дороги. Может быть, именно поэтому в Абхазии такой приличный асфальт. Ведь он регулярно и обильно унавоживается :).

Нам очень хотелось поселиться поближе к чудесной хвойной роще из пицундской сосны, но в близлежащих многоквартирных домах и гостиницах мест уже не было. Одна местная жительница дала нам адрес своей знакомой, и мы поехали к ней. Нашим кровом на время отдыха стал вот этот летний 2-комнатный домик, расположенный в самом начале п. Пицунда.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го3

Условия проживания, мягко говоря, не самые шикарные, но зато через 3 двора уже начиналось море. Подобная близость пляжа подкупала, поэтому мы сочли цену 1050 руб. в день за домик вполне приемлемой.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го4

Галечный пляж в этом месте немноголюден. На расстоянии примерно 200 метров слева был пляж от пансионата «Самшитовая Роща». Народу на нем всегда было много, имелись зонтики и лежаки.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го5

Надо сказать, мы очень опасались пищевого отравления, поэтому планировали питаться только привезенными консервами и прочей нескоропортящейся снедью, покупая в местных магазинах исключительно бутилированную воду, фрукты и хлеб. Дело в том, что очень много отзывов по Абхазии содержат фразы типа «а на третий день мы традиционно отравились». Есть мнение, что виной тому жара и просроченные продукты в местных магазинах и кафешках, особенно кисломолочные. В общем, опасаясь отравления, мы решили полностью исключить местную еду из нашего рациона. Но это…. Не помогло. Я все-таки отравился, причем достаточно сильно. 2 дня я лежал плашмя. Не знаю уж, что это было, но позже мы даже рискнули пару раз отобедать в местной столовой — и ничего. Вот ничегошеньки. К слову сказать, еда в столовой была очень вкусная и недорогая. Так я вот думаю, может это акклиматизация так протекает? Потом подстроишься и все.

Первые несколько дней регулярно ночью шел дождь. Температура воздуха была очень комфортная, днем было очень тепло, но не душно, а по ночам я даже подмерзал. Потом дождь идти совсем перестал, и наступила настоящая жарища. Духота была адская, особенно ночью. Наша хибарка, не оснащенная кондиционером, совершенно не продувалась, отчего в ней было совершенно невозможно заснуть. Так что последние ночи мы почти не спали, разве что по утрам, когда хоть немного становилось прохладнее.

В следующий раз будем брать номер с кондиционером.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го6

Вот такие шишки у пицундской сосны. Они очень приятно пахнут чем-то сладковатым.

Поездка на озеро Рица

1,5 минутная видео-нарезка красивых видов дороги до озера Рица:

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го7

Дорога на Рица начинается совсем рядом с выездом из п. Пицунда. Сама по себе дорога весьма живописна, но большая часть придорожных красот находится во второй ее части, ближе к озеру. Горы в основном лесистые, примерно вдвое выше чем «придорожные» горы в Адыгее. На удивление приличная асфальтированная дорога ведет вдоль русла горной реки Бзыбь. Движение весьма оживленное, помимо легковушек приезжих, туда-сюда снуют уазики, плотно набитые туристами. От Пицунды до озера ехать примерно час, с короткими остановками на «фотосеты».

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го8

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го9

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го10

По дороге придется задержаться на посту, оплатить экологический сбор. По 350 руб. с человека.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го11

Пешеходный мост через реку Бзыбь. Справа от моста протянут трос, можно прокатиться на троллее.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го12

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го13

Само озеро, конечно, впечатляет. Красотища неимоверная. Но делать в этой (самой туристической) части озера совершенно нечего. Ну, разве только брюхо набивать, благо в наличии кафешек тут недостатка нет. Ну да ладно…

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го14

На озере действует прокат катамаранов, однако воспользоваться их услугами нам не удалось. Нас было всего трое, так что жадный абхаз не захотел давать нам нормальный 4-5 местный катамаран. Предложил только небольшую 3-местную надувную лодку с моторчиком. Казалось бы, это хороший вариант, но есть подвох. Судя по тому, что я видел, моторчик везет очень медленно. Катамаран движется быстрее и кроме того на катамаране катаешься полчаса, а на этой лодке — 20 мин. Озеро большое, так что за 20 минут вы только-только до середины доплывете. Ну и 30 минут как бы тоже очень мало, а на больший срок не дают. Там мы и ушли, не солоно хлебавши.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го15

На Дачу Сталина не поехали, хотелось еще вечером на пляж сходить. Ну ничего, будет повод посетить это чудесное место в другой раз, заодно на Гегский водопад заедем.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го16

На обратном пути остановились на берегу горной речки. Вода чистейшая, прямо-таки манит туда окунуться, тем более что есть возможность не в бурлящий поток лезть, а немного сбоку, под прикрытием камней плескаться. Но вода очень холодная, так что мы не рискнули.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го17

Поездка в Новый Афон

От выезда из п. Пицунда до Нового Афона примерно 50 км. Самое забавное, что по пути не встречаются указатели, свидетельствующие о том, что вы движетесь в верном направлении. Конечно, судя по карте, дорога в Абхазии всего одна, и все городки нанизаны на нее, как куски баранины на шампур. Но все равно я немного тревожился, на навителовской карте Грузии (только так доступна была карта Абхазии) Новый Афон то ли не отмечен, то ли по-грузински называется. Пару раз мы останавливались справиться у местных жителей насчет дороги. Забавно, в последний раз это произошло за 200 м до указателя Новый Афон, как позже выяснилось :).

Храм в Афоне видно издалека. Стоящее на горе, утопающее в зелени сооружение слепит бликами сияющих на солнце куполов. Мы оставили машину на стоянке, заплатив 100 руб. «охраннику» и двинулись в сторону монастыря. Вроде бы можно проехать на машине и дальше, но, во-первых, это надо будет полицейскому на лапу немного дать, а главное в том, что высоко все равно не поднимешься, придется бросать машину и топать пешком. Подъем к монастырю оказался довольно крут, да и солнышко пекло нещадно, так что идти было весьма тяжко. Нам удалось немного срезать, но все равно потом на вершине пришлось какое-то время приходить в себя. Перед входом на территорию храма продают охлажденные фруктовые напитки всего по 20 руб. за стакан. К сожалению, эти напитки очень сладкие, так что жажду совершенно не утоляют.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го18

Собственно, вблизи экстерьер храма воображение не поражает. Сияющие купола выглядят как-то уж совсем дешево. Интерьер — другое дело. Роспись действительно впечатляющая. А больше смотреть там не на что.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го19

Далее мы проследовали в направлении, сулящем нам встречу с водопадом. Вот такой вот «водопад».

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го20

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го21

Дальше мы не пошли. Если пойти дальше, то можно забраться на самую вершину горы и посмотреть на монастырь с высоты птичьего полета. Но гора высока, да и духота одолевала, так что мы не рискнули. Хотя жаль, в следующий приезд обязательно надо будет попытаться туда вскарабкаться.

По той же причине не пошли мы и пещеры смотреть, тоже до следующего раза отложить решили.

Концерт органной музыки

На вечер пятницы у нас было запланировано посещение концерта органной музыки в Пицундском храме. Собственно говоря, концерты идут там каждый день недели, но лишь по пятницам и воскресениям проходят концерты чисто органной музыки. По пятницам играет Марина Шамба, по воскресениям некто Лука Гаделия. В остальные дни эти музыканты участвуют в cовместных концертах с другими артистами.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го22

Мне же очень хотелось послушать именно живую игру на органе, так что я не внял (и напрасно!) словам кассира, советовавшего идти сегодня (в четверг) на обычный концерт. Она сказала, что в пятницу будет настоящий аврал, а сегодня будет та же музыка и никого народу. Отсутствие очереди отчасти подтверждало ее слова. Почему-то билеты заблаговременно купить нельзя, их начинают продавать в день концерта после часу дня. Приехав к этому времени, мы заняли место в очереди из таких же любителей органа. Надо сказать, тени возле кассы нет, а солнышко палит по полной программе, так что стояние за билетами то еще удовольствие.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го23

Народу пришло очень много, наверное все приезжие разом решили этот концерт посетить. Люди сидели даже на приставных стульчиках, при том что билеты стоили не так уж и дешево, 400 руб. за взрослый, 200 руб. за детский.

Храм внутри производит немного удручающее впечатление. Хотя сам орган впечатляет.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го24

Концерт же меня совершенно не впечатлил, да и не меня одного, судя по реакции соседей. Проблема даже не в репертуаре. Играют классику, иногда подключается вокал оперный. Сам звук как-то не впечатлил, я ожидал большего объема в звучании, как-то так… А такой, какой был звук, я и на своих колонках домашних могу услышать.

Концерт длился 1 час 10 минут. Честно говоря, многие еле высидели. Да и душно было. Так что запасайтесь веерами, они продаются в храмовой лавке.

В общем, не рекомендую. Но если уж хочется, то идите на смешанные концерты, что идут с понедельника по четверг, включительно. Потому что чистый орган не очень интересно было слушать, когда подключался вокал, было поинтереснее.

Вот выкладываю не большую (2,5 минутную) видео-нарезку — смонтированный фрагмент концерта, с вокалом:

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го25

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го26

У нас была еще запланирована поездка в Гагры, но в конце-концов мы решили туда не ездить, а провести лишний день на море. Пусть Гагры останутся еще одним лишним поводом посетить Абхазию.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го27

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го28

Но вот пришла пора возвращаться домой. Ранним утром в субботу, часов в 5 утра, мы выдвинулись в сторону границы. Затор перед пунктом пропуска был внушительный, перед нами было машин 200.

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го29

Из Ростова-на-Дону в Абхазию на Skoda Fabia в августе 2014-го30

Но в конце концов, затратив всего пару часов, границу мы прошли и двинулись в сторону дома.

Подводя итоги поездки, хочу сказать: общее впечатление об Абхазии у нас осталось крайне положительное. Море — чистейшее, фрукты — дешевые, горы — внушительные. Чего еще надо? 🙂
Проживание, впрочем, уже приближается по ценам к ценам Краснодарского края. За номер все хотят от 400 с человека, и это далеко не всегда рядом с морем.

Абхазы, по крайней мере те немногие, с кем мы контактировали, оказались людьми абсолютно адекватными. Мы были, кстати, очень удивлены, узнав, что они не православные и даже не мусульмане.
Получается, что они как бы… язычники. У них своя вера. Удивительно прям :).

P.S. На обратном пути сочинский серпантин мы преодолевали уже при свете дня. До чего же муторная оказалась дорога. Очень много машин, постоянные пробки в прибрежных поселках, толпы пешеходов… 3 часа ехали до Туапсе. В следующий раз опять ночью поедем, так нам больше понравилось.